Загрузка...

Раннее развитие детей - клуб "Я всё могу"

В клубе по раннему развитию «Я все могу» вы сможете найти массу полезных статей и «готовых рецептов» по раннему развитию и воспитанию вашего малыша. В клубе есть возможность бесплатно задать вопрос детскому психологу, получить консультацию семейного психолога, а также попросить совета у мам. Миссия нашего клуба – помочь себе и другим в нашем общем деле – воспитании детей!
     

Правила психодиагностики детей

04.01.12, 21:10
Автор elenagunin

 

   Понятно желание родителей узнать особенности умственного и психического развития ребенка, выявить наличие способностей. Для этого существует ряд диагностических процедур: наблюдение, тестирование, эксперимент, беседа, анализ продуктов деятельности (рисунки, разные поделки ребенка и т.п.), группа проективных методов и др. Реальное общение с родителями и анализ получаемых вопросов свидетельствует о необходимости рассмотрения данного вопроса более ответственно. Особенно это касается тестов и проективных методов. Весь диагностический материал можно сравнить с лекарственными препаратами. В зависимости от состава и спектра их действия одни препараты продаются без рецепта, а для приобретения других иногда необходима подпись не только лечащего врача, но целой комиссии. Такие препараты имеют сильное действие на организм, и назначать их может только квалифицированный специалист. Так же и с методиками. Не знание требований проведения диагностики ребенка, неумения интерпретации полученных результатов, дают необъективный результат.

    К большому сожалению, многие родители, да и начинающие психологи, считают легкими и доступными рисуночные методы исследования, такие как «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек», «Моя семья», «Несуществующее животное» и др. Читаю комментарии к вопросам видно, как легко многие родители дают оценку рисункам детей (эти рисунки они НЕ ВИДЯТ!). Это не просто оценка. Это диагностика психического состояния ребенка! Рисуночные методы являются частью проективных методов исследования. Да, каждый названный метод имеет определенную шкалу интерпретации. Например, место расположения рисунка на листе свидетельствует о самооценке испытуемого (адекватная, заниженная, завышенная). Кроме этого необходимо учитывать:

- возраст ребенка, его умения  рисовать (знает ли он понятие перспективы, композиции, расположение на листе …);

- желание ребенка рисовать, его эмоциональное состояние (например, обиженный ребенок на маму из-за жвачки всегда нарисует её темным цветом и далеко от себя);

-.оценивается не один рисунок, а рисунки за 3-6 месяцев.

Существенным является момент наблюдения и оценки поведения ребенка во время рисования. Обращается внимание на то, уточняет ли задание ребенок, как комментирует свой рисунок, на силу нажима карандаша, пользуется ли ластиком и т.д.

Большое значение в интерпретации рисунка имеет уровень подготовки и опыта экспериментатора (психолога, воспитателя, родителя). За рубежом квалифицированным специалистом по проективным методикам считается психолог с 3-летним стажем работы с ними. К сожалению, в наших детских садах и школах, мало таких психологов.

   Конечно, пользоваться рисуночными методиками можно и нужно, но всегда помните, что это дополнительная информация о вашем ребенке и она не всегда надежна. Я часто разбирала ситуации в дошкольных учреждениях, в которых детям диагностировался высокий уровень тревожности, агрессивности, нарушение общения в семье. Дополнительная диагностика, беседы с ребенком по рисунку снимали все негативные симптомы. Мальчик оказался не тревожным. Просто он нарисовал темным цветом бурю на море. Психолог не понял сюжета, рисунок анализировал по цвету. Скажите, а каким цветом вы нарисуете бурю? Другой ребенок сказал: «Рисовал этим цветом, так как другого не было» (требования диагностики были не соблюдены). Зато психолог сделал определенный, далеко неверный вывод.

    Уважаемые родители беседуйте, тестируйте своих детей. Это дает вам возможность в общении, игре лучше познать своего ребенка, но не делайте поспешных и категоричных выводов!

Если данная информация вам интересна, то в следующий раз можно рассмотреть специфику беседы и тестирования малышей.

Комментарии

Спасибо за рекомендации! К сожалению, нашим знакомым пришлось однажды столкнуться с такими оценками, когда воспитатели (не психологи!) говорили: мрачный ребенок какой-то, наверное, дома проблемы – только из-за того, что малыш часто использовал черный цвет при рисовании. А на самом деле – мальчик веселый, лучистый, дома все идеально. Я с ним поговорила, оказалось, что он просто начинает рисовать контуры черным цветом, чтобы потом раскрасить яркими цветами, но делает это основательно, медленно, и времени дорисовать в садике никогда не хватает. Вот такие вот “черные картинки”. Но воспитатели так и считали, что у мальчика внутренние проблемы!

Спасибо за статью.

А наша Дарина любила использовать чёрный, когда только начинала рисовать. Как я выяснила, из-за того, что он самый контрастный. Вот так. Сейчас рисует таких милых девочек цветными карандашами! Я ее рисунки с собой ношу. Они поднимают настроение! :)

Моему ребенку 2,5 года. Когда она рисует красками, всегда выбирает более темные оттенки, меня это тревожит, потому что веселый, живой, общительный ребенок, не обделен лаской и любовью – а рисунки получаются мрачноватые, почему????

Оставьте только яркие цвета: красный, синий, зеленый и желтый. В данном возрасте восприятие цвета только формируется.

Подскажите: а как можно по рисунку 7-ми летнего мальчика определить его психо-эмоциональное состояние (настроение) в двух разных семьях (дома с мамой и дома с папой)?
Какое задание можно дать? Чтобы он что или кого изобразил?
(Ответ можно в личное сообщение)

Думаю, что не надо ограничивать ребенка в выборе цвета как советует психолог “Оставьте только яркие цвета”. Очень многие дети выбирают темные цвета, т.к. они более контрастные и “видные” детям.
Интересная тема, но как действительно объективно оценить рисунок ребенка?
Моему сыну 4 года. Очень любит рисовать красками, разных цветов (раньше любил больше всего черный, синий и фиолетовый). Не рисует ничего конкретного: ни человечков, ни животных, ни домики… Рисует фигуры, буквы, цифры и непонятные каляки-баляки. Когда спрашиваю его, что это такое, он начинает фантазировать и рассказывать, что он нарисовал огонь (показывает на красное пятно), потом озеро (показывает на сине-зеленую кляксу), потом лес и так далее.
С чем это связано?

Моему малышу 2 г. 8 мес.Он всегда красками начинает рисовать с черного,а потом переходит на красный и оранжевый. Я сначала тоже забеспокоилась,а потом понаблюдалаи пришла к выводу: черный просто ближе всего к нему расположен в красках,он самый первый справа. А красный и оранжевый ему вообще нравятся,он и фломастерами любит такими рисовать.

Войдите, чтобы оставить комментарий